Покорение Марса

Покорение Марса (в оригинале Terraforming Mars) – научно-фантастическая стратегия, которая увидела свет в 2016 году благодаря геймдизайнеру Якубу Фрюкселиусу и издательству FryxGames. В России локализацией игры и многочисленных дополнений занимается издательство Лавка игр. У игры очень высокие оценки на российских и зарубежных игровых сайтах, а также огромное количество всевозможных наград и премий. В этой статье мы расскажем о правилах и стратегиях игры Покорение Марса, об ее плюсах и минусах, подумаем, кому эта игра подойдет, а кому не очень, и заодно разберемся, чем же игра заслужила такое широкое мировое признание.

О чем игра Покорение Марса?

Как следует из названия, тема игры – это межзвездная колонизация других планет, в частности Марса (в базовой игре) и некоторых других планет и их спутников (в дополнениях к игре). В 2300-х годах Земля стала совершенно перенаселена и ее ресурсы безвозвратно истощились, что заставило ученых обратить свои взгляды к звездам в поисках нового жилья для человечества. Марс был выбран как самая ближайшая планета с возможностью жизни на ней. Конечно, нельзя было сразу же переселяться в новую среду, ведь поначалу планета представляла собой угрозу для человеческой жизни. Поэтому передовые научные корпорации всего мира устремились в гонку технологий и проектов, благодаря которым поверхность Марса станет пригодной для жизни человека. Для этого нужно было поднять температуру поверхности планеты с отрицательной до комфортной положительной, изменить состав воздуха, добавив в него необходимый для нашего выживания процент кислорода, а также покрыть часть суши Марса океанами, без которых невозможно естественное зарождение жизни. Именно об этом долгосрочном процессе – терраформировании, то есть изменении земли – пойдет речь в игре Покорение Марса.

Кстати, игру Покорение Марса придумал учитель физики Якоб Фрюкселиус. Хоть игра и относится к жанру фантастики, однако взаимодействие в ней основано на реальных законах физики, а карта на игровом поле – это настоящая, подробная карта поверхности Марса, а именно региона Фарсида, со всеми расположенными в нем каньонами, вулканами и долинами.

Состав игры и базовые правила

Коробка базовой игры набита компонентами довольно плотно (а с дополнениями контента и вовсе становится огромное количество):

  • картонное игровое поле с изображением поверхности Марса и разнообразными счетчиками
  • более 400 стилизованных под металлы кубиков ресурсов и разноцветных кубиков для каждого игрока
  • 80 жетонов терраформирования (леса, океаны, города и особые жетоны)
  • 17 карт корпораций, задающих игрокам первоначальное направление развития
  • более 200 карт проектов, на которых и будет строиться вся игра
  • а также индивидуальные планшеты игроков, памятки и подробные правила с интересными научными вставками

Как же во все это играть? Для начала выложим в центр стола поле и выставим маркеры на счетчики глобальных параметров, которые отмеряют окончание игры. Когда температура поднимется с -30 до +8°С, атмосфера наполнится кислородом на 14%, а на Марсе появятся 9 океанов, игра подойдет к концу. Но до этого еще долго, а пока игрокам предстоит выбрать из двух карт корпораций одну, под эгидой которой они и отправятся на непростое задание по покорению Марса. Корпорации дают стартовые условия развития, а также уникальные бонусы – некоторые повышают одно из производств, другие дают пассивные или активные эффекты на всю игру. Разнообразие очень богатое и интересно сыграть за каждую корпорацию хотя бы по паре раз, чтобы распробовать все ее особенности (а это уже более 30 партий!, но к реиграбельности мы вернемся позже).

Наступает самое интересное – выбор первоначальных карт проектов. И тут мы заодно расскажем о том, какие вообще бывают карты в Покорении Марса и как ими играть. В общей колоде проектов встречаются карты трех типов:

  • зеленые: одноразовые технологические проекты. Оплатили, выполнили все условия, получили все эффекты, отложили в сторонку до конца игры. Это самые основные и незаменимые проекты, их в колоде больше всего, и большинство их них так или иначе направлены на повышение производств на вашем планшете.
  • красные: одноразовые карты событий. Это всевозможные происшествия, которые вы можете разыграть как с положительным эффектом для себя, так и с отрицательным эффектом – для своих соперников. Такие события привносят видимые изменения в игру – резкое повышение температуры вследствие падения астероида, появление пары океанов из-за глобального потепления и тому подобное. В нужный момент и в умелых руках могут стать очень неприятным сюрпризом для конкурентов.
  • синие: постоянные (активные) карты науки. Это особые карты, которые надо выбирать тщательно, ведь они могут поменять всю вашу стратегию и направить развитие по новому руслу. Они приносят хорошие пассивные или активные эффекты, которые действуют всю игру. В основном они направлены на накопление победных очков (ПО) или на получение разнообразных полезных скидок.
  • Для начала советуем всегда выбирать проекты, увеличивающие производство ресурсов. А события и активные карты можно будет построить и позже. Кстати, о производстве. Оно отмечается на ваших персональных планшетах. Таких счетчиков производств несколько:

    • Мегакредиты – это деньги, за которые мы покупаем карты и некоторые стандартные проекты, указанные на игровом поле.
    • Сталь – этот ресурс нужен для того, чтобы получить скидку при покупке карт с такой же меткой (коричневое здание) в правом верхнем углу.
    • Титан – дает скидку при покупке карт с такой же меткой (метка космоса) в правом верхнем углу.
    • Растения – они нужны, чтобы строить на Марсе леса и поднимать уровень кислорода, который необходим для завершения игры.
    • Энергия – часто требуется на синих картах действия, а также в конце каждого раунда превращается в тепло.
    • Тепло – ресурс, необходимый для поднятия температуры на Марсе, что тоже является параметром окончания игры.

    Теперь расскажем немного о жетонах в игре. Есть двусторонние жетоны лес/город, жетоны океанов и уникальные коричневые жетоны. Чтобы выложить на поле жетон океана (это тоже глобальный параметр, а выкладывать его можно только на специально отведенные для океанов зоны поля), нужно сыграть карту или купить стандартный проект. Для того, чтобы построить лес, в свой ход нужно обменять 8 накопленных ранее ресурсов растений на жетон леса. Леса приносят очки в конце игры – за каждый ваш жетон леса по 1 ПО. Построить город можно тоже с помощью карт или стандартного проекта. Города приносят ПО за каждый лес (не важно чей), которым окружен ваш город. Уникальные жетоны появляются на поле под диктовку некоторых карт, и каждый из них обладает особым свойством – это могут быть жетоны, приносящие пользу вам или вредящие оппонентам.

    Механики игры и другие особенности

    Как можно понять из предыдущих разделов, игра ведется, в основном, на картах, из которых вы пытаетесь создать рабочую схему, повышающую ваши производства и победные очки. То есть основная механика этой игры – это построение карточного движка. И это невероятно интересный процесс – изучить карты, придумать, как они могут взаимодействовать между собой, подобрать идеальные варианты, накопить денег для розыгрыша (самые крутые карты всегда стоят очень дорого) и наслаждаться вашей стратегией, глядя на то, как карты начинают работать в связке и приносить вам прибыль.

    Но в игре есть еще одна механика – это контроль территорий. Когда вы выкладываете на поле жетон леса, города или океана, вы получаете небольшой бонус с той клетки, на которую выложили жетон. Здесь начинается игра в тактику – какую клетку выбрать, чтобы и себе было полезно, а в идеале еще и сопернику вредно. Как лучше поставить город, чтобы впоследствии он был максимально окружен лесами, в идеале – лесами противника. Понемногу поверхность Марса застраивается жетонами и борьба за выгодные территории становится все острее. Именно на игровом поле, а не на картах, которые являются лишь вспомогательными инструментами на пути к цели, разворачивается борьба за влияние на Марсе. От вашего умения следить за ситуацией на поле и быстро подстраиваться под постоянно меняющиеся условия будет зависеть больше половины игрового успеха. Порой выгоднее отложить на несколько ходов розыгрыш запланированных проектов и прямо сейчас на все имеющиеся кредиты основать новый город в столь притягательных зеленых участках, которые противники создавали для своих целей. Или обрушить на соперника астероид, хоть это и потратит все ваши накопления, зато принесет мгновенную пользу вам, а соперника отбросит в развитии назад на несколько ходов.

    Однако в этой игре ожесточенная борьба между игроками, как обычно бывает в играх на контроль территорий, сведена к минимуму. Вы всегда сможете занять неплохую клетку и всегда сможете выстроить неплохой карточный движок. В основном, вредительство сведено к тому, чтобы заставить противника потерять немного ресурсов, слегка понизить уровень какого-либо производства или заблокировать клетку поля, которая, по вашему мнению, ему может быть выгодна.

    Достоинства игры Покорение Марса

    Давайте рассмотрим, за что так любят эту игру во всем мире? И это не преувеличение – Покорение марса регулярно занимает верхние строчки во всех топах. Ее оценка на российском настольном сайте tesera.ru – 8,5, а на главном настольном сайте мира boardgamegeek.com – 8,4. Причем игра на этом сайте занимает 7 место в топе лучших стратегий и 5 место – среди всех-всех-всех существующих настольных игр. Это очень мощное признание народа!

    Предлагаем разложить по пунктам то, за что все так любят Покорение Марса.

    1. Тема. В современном мире с его экологическими проблемами стали очень популярны научная фантастика, тема космоса, первого контакта, исследования и колонизации других планет. Человечество все чаще смотрит вверх, гадая, есть ли где-нибудь еще разумная жизнь и есть ли в космосе места, пригодные для нашей собственной жизни. Именно эту важную тему и раскрывает – причем с научной точки зрения – игра Покорение Марса. Тематика здесь отнюдь не притянута за уши как в других евро-играх. И тут мы переходим к следующему пункту.
    2. Атмосфера. В процессе игры вы действительно ощущаете себя важным членом исследовательского процесса, вы верите в то, что работаете на крупную корпорацию и занимаетесь очень важным делом. Вы вчитываетесь в карты проектов, взвешиваете свои решения и отбираете только самое лучшее для стратегического направления своей корпорации, ведь на вас возложена большая ответственность, которую вы всеми силами стремитесь оправдать. Игра увлекает не хуже, чем научно-фантастический фильм или книга! Вы по-настоящему верите, что занимаетесь терраформированием Марса, изменяете ее климат и делаете пригодной для жизни.
    3. Образовательная ценность игры. Как мы уже говорили, у создателя игры Якуба Фрюкселиуса есть диплом по физике и химии, и свои ценные знания он вложил в игру Покорение Марса. Здесь все взаимодействует со всем. Нельзя просто взять и заселить птиц и животных на планету, температура поверхности которой составляет -30 градусов, а уровень кислорода в атмосфере – 2%. Вы узнаете, что сперва нужно прогреть планету с помощью вырабатываемой энергии или – если у вашей корпорации есть такие деньги – сбросив на планету метеорит. Он, кстати, сможет занести на поверхность живые микроорганизмы. Нельзя просто так посадить деревья – сначала надо поднять уровень кислорода с помощью мхов и лишайников. А моря и океаны создадут нужную базу для развития примитивной жизни. Из информации на картах вы узнаете названия спутников разных планет и множество другой полезной информации, указанной курсивом. А изучив игровое поле, вы узнаете, как в действительности выглядит схема поверхности красной планеты, а точнее одной из ее сторон. Кстати, в одном из дополнений вас ждет новое двустороннее игровое поле с новыми регионами Марса.
    4. Взаимодействие игроков. В этой игре удивительно сбалансировано взаимодействие между игроками. С одной стороны, контроль территорий предполагает острую борьбу, но, с другой стороны, вы можете сами решать, хотите вы вступать в эту борьбу или нет. Поскольку контроль территорий – это важная, но не основная механика игры, вы можете позволить другим игрокам бороться за лучшие участки, в то время как сами вы будете развиваться в спокойной обстановке – и вам все равно хватит интересных участков карты для реализации своих проектов. То же самое касается и борьбы между игроками на картах. Можно слегка вредить друг другу, но это ни в коем случае не повлияет критически на процессы развития противников. А можно играть совершенно мирно, и каждый игрок будет свободно развиваться. Поэтому игра идеально подходит как для игроков, любящих побороться, так и для семейного досуга, в котором нередко бывают случаи детских обид. В Покорение Марса можно играть, никого не обижая.
    5. Реиграбельность. В состав Покорения Марса входит огромное количество карт, и чтобы проверить все возможные комбинации научных проектов, понадобится не один десяток партий. Игра предлагает большое разнообразие стратегий. Вы можете развиваться через растения и озеленение (особенно, если выбрали соответствующую корпорацию). Можно сделать ставку на развитие энергии и получение тепла. Можно попробовать играть через построение городов и связанных с ними проектов. Можно проверить, как лучше сбалансировать все стратегии. Игра дарит очень много возможностей, и все их хочется попробовать. В Покорение Марса игроки играют годами и продолжают ставить эту игру на вершины всех топов. Высокие оценки и верхние строчки говорят сами за себя – игра не приедается даже за много десятков и сотен партий!
    6. Динамика. Партии в Покорение Марса всегда получаются очень динамичными, с возрастающим темпом игры. Вы играете карты проектов, повышаете свои производства, получаете больше денег, можете позволить себе купить более дорогие проекты, которые еще сильнее повысят эффективность вашего планшета. Тем временем поверхность Марса обрастает лесами, наполняется океанами, застраивается городами – темп все растет и растет и следить за развитием игры не надоедает в течение множества партий. Правда, в игре есть небольшой «даунтайм» - время ожидания своего хода. Каждый раунд на руку приходят новые карты и их изучение и выбор может занять у игроков, особенно неопытных, некоторое время. Зато длина хода каждого игрока ограничена всего двумя действиями, и пока ходят ваши коллеги, можно успеть придумать свои два действия, поэтому время хода каждого игрока редко затягивается надолго. По общему же впечатлению игра проходит настолько динамично, что 2-3 часа игры (а бывает даже и 4, если играть в полном составе и со всеми дополнениями) пролетают на одном дыхании.
    7. Вариативность. В Покорение Марса можно полноценно играть как вдвоем, так и в полном составе (до 5 человек). Причем дуэльный вариант игры не теряет никаких механик, как это бывает в других евро-играх, и не вынуждает участников изучать отдельные правила для игры вдвоем или добавлять «автому» - виртуального третьего игрока. Покорение Марса отлично подойдет для людей, играющих в основном только вдвоем, если они хотят игру немного большей сложности, чем такие не менее крутые дуэльки, как 7 чудес: Дуэль. При игре вдвоем время партии сокращается, а конфликтность нарастает, потому что вы яснее видите развитие своего оппонента и можете разработать не только стратегию своего развития, но и варианты, как помешать сделать то же противнику. Но, конечно, можно играть и мирно, просто развиваясь каждый в свою сторону и зарабатывая как можно больше победных очков.

    Кроме того, игра предлагает варианты раздачи карт: обычный (каждому по 4 карты, из которых они выбирают себе проекты) и драфт. Это режим игры, при котором из полученных каждый раунд 4-х карт вы оставляете на руке лишь одну, а остальные передаете соседу слева (такая же механика используется в игре 7 чудес, но там она имеет первостепенную важность, а здесь добавляется по желанию игроков). С драфтом игра сразу становится намного интереснее, ведь вы примерно представляете стратегию развития ваших оппонентов и можете попытаться увести крайне нужные им карты у них из-под носа. Правда, в этом случае вы можете упустить карту, которая нужна именно вам, но в этом и заключается острота этой механики. Что выбрать – идеальную карту для себя или ненужную вам карту, которая пришлась бы к месту вашему соседу? Игра сразу становится острее и приобретает особый тактический шарм.

    Минусов у этой чудесной игры практически нет. Единственный часто встречающийся упрек относится к дизайну игры. Он тут, действительно, сильно «на любителя». Хотя лично нам нравится оформление карт – пусть иллюстрации и не дизайнерские, зато эргономика карты на высоте. И всегда так интересно прочитать художественный текст на картах проектов, пока ждешь своего хода.

    Подводя итог, хочется сказать, что Покорение Марса – это действительно очень хорошая евро-стратегия. Она обязательно порадует своих владельцев кучей компонентов, легко изучаемыми правилами и невероятно эмоциональными партиями, а интерес к этой игре не угаснет и спустя многие годы. Это проверено большим числом наших клиентов – фанатов Покорения Марса!

    Видеообзоры

    Приглашаем вас посмотреть на youtube видеообзор игры Покорение Марса (Terraforming Mars), специально подготовленный нашим магазином Игровед!

    Смотреть видео о Покорении Марса (Terraforming Mars)